По просьбе РБК аналитики Mediascope провели исследование миграции российских пользователей между социальными сетями и мессенджерами: одни сервисы попали под блокировку, а другие за их счёт существенно расширили аудиторию. Как и можно было предположить, наибольший отток был выявлен у Facebook и Instagram, а самый активный приток пользователей показал Telegram.
В рамках исследования была проанализирована динамика аудитории (от 12 лет) социальных сетей с 24 февраля по 15 марта — в зачёт пошли пользователи, которые хотя бы на одну минуту в сутки зашли на сайт той или платформы сети либо открыли её мобильное приложение. Проблемы с доступом россиян в Facebook начались на следующий день после начала украинских событий — Москва оперативно отреагировала на ограничение работы российских СМИ в соцсети, а о полной блокировке было объявлено 4 марта. Ограничение доступа к Twitter началось 1 марта, а 11 марта было объявлено о блокировке Instagram, которая вступила в силу 14 марта.
Волна блокировок породила всплеск популярности VPN-сервисов, поэтому официально потерявшие российскую аудиторию сервисы не лишились её полностью. Сильнее всего просела аудитория Facebook: 24 февраля она была 9,6 млн человек, 5 марта снизилась до 9 млн, а с 10 по 15 марта уже варьировалась от 5,5 до 6,9 млн. Наибольшую посещаемость Instagram аналитики зафиксировали как раз в первый день блокировки, 14 марта, когда платформу посетили 40,9 млн российских пользователей, но уже на следующий день сервис потерял 16 % россиян — их стало 34,2 млн.
Более чем на 50 % просела и без того относительно скромная российская аудитория Twitter — с 2,6 до 1,3 млн. Аудитория не очень популярного в России Snapchat снизилась с 1,27 до 1,18 млн человек. Зато TikTok, который ввёл ограничения в отношении россиян, сумел нарастить число посетителей из страны с 33,17 до 33,48 млн человек, а на 8 марта пришёлся внезапный пик в 41 млн пользователей.
Больше всех на оттоке пользователей с западных платформ «заработал» мессенджер Telegram: в начале отчётного периода им пользовались 31,2 млн россиян, а в конце — уже 45,5 млн. «ВКонтакте» сумела нарастить число посетителей с 46,5 до 50,3 млн человек. И, наконец, хорошие результаты показали «Одноклассники», чья аудитория выросла с 19,8 до 20,9 млн человек.
Источник: 3dnews.ru